Главная > Статьи

Редуктор - совокупность шестерней в гирбоксе, которые приводятся в движение моторным пиньеном, который передает шестерням крутящий момент от мотора. Шестерни служат для того, чтобы снизить изначальную скорость вращения, передающуюся мотором, и преобразовать ее в больший крутящий момент, чтобы в конечной точке редуктора (секторной шестерне) его было достаточно для того, чтобы отвести назад поршень через реечную передачу и взвести пружину для выстрела.

Как это работает?

Напряжение от аккумулятора передается на мотор, тот начинает вращаться и передавать вращение под углом в 90' на моторную шестерню гирбокса (она же коническая). Моторная шестерня приводит в движение центральную шестерню, а та, в свою очередь двигает последнюю секторную, сопряженную с гребенкой поршня. В некоторых гирбоксах, например в винтовках СВД, редуктор имеет на одну шестерню больше, что с одной стороны увеличивает время между нажатием на спуск и выстрелом, но этот момент полностью компенсируется большим крутящим моментом, который лучше справляется с взведением самых мощных пружин, которые на таких винтовках обычно используются. 

Чем различаются шестерни?

Основные отличия разных комплектов шестерней заключаются в их передаточном числе. Также немаловажное значение имеет материал изготовления шестерней.

Передаточное число в отношении редуктора - есть соотношение числа зубьев ведущей шестерни к числу зубьев ведомой. В редукторе гирбокса таких отношений между зубчатыми секторами различных шестерен - 3. На основе этих отношений рассчитывается передаточное число всего комплекта шестеренок. 

Самые распространенные комплекты шестерен по передаточному числу:

13:1 - шестерни с наивысшей скорострельностью (High Speed)

16:1 - скорострельные (High Speed)

18:1 - стандартные (Standard)

100:200 - тяговые (Torque Up)

100:300 - тяговые (Torque Up)

32:1 - шестерни с нивысшей тягой (Super Torque Up)

Чем выше передаточное число, тем больше скорости преобразуется в крутящий момент. Следовательно комплекты шестерен с большим передаточным числом будут работать без потерь в надежности с более жесткими пружинами, при этом жертвуя скоростью вращения и, как результат, скорострельностью всей системы. Следовательно, чем ниже передаточное число, тем меньше крутящий момент - система будет стрелять быстрее, но выбор мощности пружины будет ограничен, если мы не хотим жертвовать надежностью. 

Материал изготовления всех страйкбольных шестерней как правило сталь. Однако качество этой стали и способ изготовления могут отличаться в зависимости от цены и качества изделия. Самые дешевые шестерни отливаются, качество стали оставляет желать лучшего, качество литья тоже не всегда поражает. Следующая ступень это порошковая сталь, здесь дела обстоят получше. Самый лучшей вариант, как в случае со многими другими запчастями, это фрезеровка из цельного куска стали, такие шестерни наиболее прочные, наиболее устойчивые к нагрузкам, но при этом самые дорогие. 

Прямозубые/Косозубые/Полузубые

Абсолютное большинство комплектов шестерен имеет прямые зубья. Все стандартные и скоростные комплекты, а также самый тяговый комплект 32:1 под полузубый поршень - прямозубые. Тем не менее, как бы качественно не были изготовлены прямозубые шестерни, их зубья при сопряжении соударяются, что со временем приводит к неизбежному износу, что особенно актуально для систем с мощными пружинами.

Для того, что бы нивелировать этот износ и при этом сохранить возможность работы с жесткими пружинами и приемлемую скорострельность, используют косозубые шестерни. Сопряжение зубьев у таких шестерней происходит без соударения, имеет большую площадь зацепления за счет того, что они зубья соприкасаются в диагональной по отношению к телу шестерни плоскости - отсюда и происходит их название - косозубые, они представлены двумя возможными комплектами 100:200 и 100:300.

Есть также комплекты 32:1, это самые тяговые шестерни, обеспечивающие максимальный крутящий момент, рассчитаны на использование с самыми жесткими пружинами. Как правило их применение целесообразно, если мы хотим сделать мощную винтовку, на автоматических системах их использование излишне ввиду самой низкой скорострельности. Не смотря на то, что эти шестерни самые тяговитые, они прямозубые. Большее передаточное число было достигнуто путем увеличения диаметра секторной шестерни и совмещения ее поршневого сектора с передаточным, за счет чего для работы с такой шестерней появилась необходимость в использовании полузубого поршня - поршень, на котором ширина зубьев в 2 раза меньше, полнозубый поршень находился бы в постоянном зацеплении с секторной шестерней 32:1 и система бы просто не работала.

За счет такой конфигурации снижается нагрузка на мотор и тот получается возможность справиться со взводом самой жесткой пружины, разумеется за счет еще большего падения скорострельности.